10 художников, создающих оптические иллюзии
Современные художники, знающие, как перенести зрителя в иную реальность .
Куми Ямашита
Японская художница Куми Ямашита известна во всем мире как мастер света и тени. С помощью самых простых инструментов — например, листов бумаги, вырезанных букв и цифр — Куми создает уникальные работы, превращая хаос в организованный порядок: «Тени — прекрасный способ самовыражения для людей, которые больше верят в изменчивость окружающего мира, нежели в его постоянство». Так, помятые листы бумаги превращаются в лица людей, а «графические» портреты людей разных рас при близком рассмотрении оказываются сделанными из имен и цифр, написанных на банковских карточках.
Современные художники, знающие, как перенести зрителя в иную реальность .
Куми Ямашита
Японская художница Куми Ямашита известна во всем мире как мастер света и тени. С помощью самых простых инструментов — например, листов бумаги, вырезанных букв и цифр — Куми создает уникальные работы, превращая хаос в организованный порядок: «Тени — прекрасный способ самовыражения для людей, которые больше верят в изменчивость окружающего мира, нежели в его постоянство». Так, помятые листы бумаги превращаются в лица людей, а «графические» портреты людей разных рас при близком рассмотрении оказываются сделанными из имен и цифр, написанных на банковских карточках.
Лю Болинь
Китайского художника Лю Болиня часто называют человеком-невидимкой, так как в своих работах он умело сливается с окружающей средой. Фоном ему служат леса, здания, журнальные лавки и даже памятники архитектуры. Начинал он с серии китайских пейзажей, а затем, получив международное признание, стал путешествовать по всему свету, реализуя свои проекты в крупных арт-столицах — Париже, Лондоне и Венеции. В марте 2012 года в рамках московской Фотобиеннале-2012 в Мультимедиа Арт Музее Лю раскрасил себя на фоне российских журналов. Среди наиболее интересных коллабораций китайского художника с другими творческими личностями — съемка для журнала Harper’s Bazaar, где он раскрашивал легендарных модельеров, и работа с известным стрит-художником JR.
Гэвин Уорт
Гэвин Уорт родился в Зимбабве, вырос в Соединенных Штатах, а сейчас работает в Американской международной школе в Египте. После недолгой актерской карьеры он решил попробовать свои силы в качестве художника — декоратора, — так как еще с детства проявлял интерес к искусству. Так, Гэвин начал совмещать работу над декорациями для различных театральных и оперных постановок и реализовывать свои собственные творческие проекты. Используя лишь металлическую проволоку, Гэвин создает лаконичные работы, основной темой которых являются человеческие взаимоотношения: «Для меня люди в их наиболее честные, ранимые моменты являются самыми красивыми. Я люблю несовершенных людей: и слегка большие носы, и костлявые руки, и слишком округлый живот».
Дэн Грэхам
Американский художник-концептуалист Дэн Грэхам уже более сорока лет создает инсталляции из стекла, зеркал и металла и устанавливает их в различных публичных местах и галереях: «Мне интересна межсубъективность, исследование того, как человек в определенный момент времени воспринимает себя и одновременно наблюдает за тем, как на него смотрят другие». Еще когда Дэну было четырнадцать лет, он прочитал книгу Жан-Поля Сартра «Бытие и ничто» и впервые задумался над понятием эго и разницей межу собственным и чужим восприятием самого себя. Его работы призваны вызывать у публики чувство дезориентации по отношению к окружающему их миру.
Хайке Вебер
С помощью ниток, силикона, ковровых покрытий и маркеров немецкая художница Хайке Вебер пишет тексты, плетет ковры и декорирует полы и стены в психоделическом стиле. Только близкое рассмотрение ее работ дает возможность понять, из чего на самом деле они сделаны. Многие ее 3D-проекты заволакивают окружающее их пространство, словно паутина, добавляя к нему еще одно измерение.
Нил Доусон
Новозеландский художник Нил Доусон известен публике своими подвешенными в воздухе скульптурами из нержавеющей стали. Он поднимал в воздух резные шары, дома и другие предметы. Наземные же скульптуры тесно привязаны к месту своего расположения. Например, масштабную работу «Горизонты», напоминающую лист бумаги и сделанную специально для местной арт-площадки Gibbs Farm, Нил специально разместил на вершине холма, чтобы создать ощущение хрупкости и беззащитности скульптуры, которую сметет любое дуновение ветерка. Как и другие художники, создающие оптические иллюзии, новозеландский художник играет с мировосприятием реальности людей, зарождая сомнение о правдоподобности окружающего мира.
Феличе Варини
Швейцарский художник Фелис Варини заставляет публику взглянуть по-новому на стены домов, офисные здания, заводы, лестницы и даже двери. Несмотря на то что он не использует какие-нибудь продвинутые технологии, а лишь простые геометрические фигуры и уже существующие объемные поверхности, каждый раз он удивляет зрителей: «Я рисую круги на объемных поверхностях, а природа сама изменяет их форму. И мне не нужно прибегать к сложным изображениям — я рисую простые формы, а реальность искажает их и создает множество вариантов их восприятия».
Фред Ээрдекенс
Бельгийский художник Фред Ээрдекенс вселяет новую жизнь в железную проволоку, коробки и другие самые повседневные предметы, стоит ему лишь направить на них свет или создать тень. Чаще всего его сложные конструкции принимают форму слов — от простых восклицаний «ooohaaah» и словосочетаний «автоматическое письмо», «во имя» до цельных, глубокомысленных фраз: «Самой жизни недостаточно», «Можешь предложить что-нибудь?..» или «Я ненавижу слова».
Зильвинас Кемпинас
С помощью своих работ литовский художник Зильвинас Кемпинас трансформирует существующее физическое пространство в иллюзорное, призывая тем самым публику по-новому взглянуть на окружающий ее мир. Каждая инсталляция Зильвинаса предполагает длительную подготовку и точность исполнения. Важна каждая деталь — начиная от выбора места и материалов и заканчивая освещением: «Меня привлекают предметы, которые способны преодолевать свою банальность и материальность и становиться чем-то другим, чем-то большим».
Дэниэль Аршам
Американский художник Даниэль Аршам создает работы на стыке искусства и архитектуры, так как он верит, что архитектура — это самая долговечная форма творческого самовыражения, которую смог придумать человек: «Во многих моих работах я манипулирую архитектурой и наделяю ее новыми свойствами, которых раньше у нее не было». В его руках стулья, часы, лампы и даже люди «поглощаются» стенами и становятся частью архитектурного ансамбля.